Екатеринбург: | +7 (343) 372-55-42 |
Челябинск: | +7 (351) 223-02-61 |
Магнитогорск: | +7 (922) 706-91-19 |
Уфа: | +7 (912) 045-55-42 |
Завершение обгона через сплошную — лишение прав или нет? |
30.05.2018 13:46 |
С такой ситуацией, вероятнее всего, сталкивался каждый автолюбитель — начинаешь обгон большого грузовика, все делаешь по правилам, но как вдруг... Прерывистая разметка заканчивается, и ты уже вынужден заканчивать обгон через сплошную линию разметки. Разбираемся, чем это Вам может грозить. В российском законодательстве нигде не сказано, что если ты начинал обгон в разрешенном месте, то заканчивать его можно «через сплошную». Иногда говорят о неком решении Верховного суда, которое это позволяет, однако на самом деле его... не было. В свое время Верховный суд действительно планировал дать разъяснения по этому вопросу, однако так и не сделал этого. Оказывается, что нельзя однозначно трактовать такие ситуации, когда водитель выезжает на встречку в разрешенном, а заканчивает обгон уже в неположенном месте. Каждый из этих случаев необходимо рассматривать индивидуально. И помнить, что пункт 11.1 российских ПДД четко говорит, что «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения». Российская судебная практика, увы, не радует водителей. Если гаишник вас поймает при выполнении такого маневра, то судья с высокой долей вероятности лишит вас прав (4-6 месяцев, а при повторном — уже на 1 год). Шансы на спасение есть, и мы про них сейчас расскажем. РазметкаПо российскому ГОСТу, сплошная линия разметки не может начинаться вдруг и сразу. Ей должна предшествовать так называемая «линия приближения» — прерывистая разметка, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними. При этом между сплошной и прерывистой линией за городом должно быть не менее 100 метров «предупреждающей» разметки (в городе — 50 м). Если этой линии на дороге нет, она стерлась или ее не видно под снегом, то шансы остаться с правами весьма высоки. Поэтому если гаишник вас остановит, то в обязательном порядке укажите в протоколе об отсутствии необходимой разметки (разумеется, нужно сделать фотографии или видео, и указать это в протоколе). Крайняя необходимостьИногда этот довод помогает. Однако у вас должны быть весьма четкие доказательства того, что вы завершали обгон через сплошную именно из-за «крайней необходимости». Положим, во избежание ДТП (например, вы уже возвращались на свою полосу в положенном месте, как вдруг на дорогу из леса неожиданно выехал трактор). Но нужно понимать — в российском суде обычно подобным объяснениям не слишком верят. Поэтому вам нужны будут свидетели или видеозапись. Помешали вернуться в свою полосуСогласно российским ПДД, запрещается «препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями». Так вот — если водитель другой машины начал вредничать, решил вас «проучить» за что-то и специально давит на газ, то он нарушает ПДД. Но и здесь нужно понимать — вам нужны будут доказательства этой версии. Надежда на здравый смыслОчень часто помогает только она. Ведь, согласитесь, одно дело ехать несколько километров по встречке распугивая всех вокруг и совсем другое — нечаянно заехать на сплошную линию во время обгона колонны больших грузовиков. Обязательно впишите в протокол слова о том, что вы предприняли все меры, чтобы вернуться вовремя в полосу (и что этому помешало), и у вас отсутствовал умысел для нарушения ПДД. Ну, а если инспектор все же составил протокол, то на дальнейшее разбирательство в суд вам лучше прийти с юристом. Он наверняка покажет решения других судов, которые в похожих случаях водителям все же возвращали права. И пусть у нас не работает система прецедентов, но на судью такие доводы могут произвести впечатление. |